«М.Видео-Эльдорадо»: Data Science, High Load и продуктовая разработка

«М.Видео-Эльдорадо» — не только крупнейшая в России торговая сеть бытовой техники и электроники, но и диджитал-компания. Ее ИТ-проекты по технологичности, сложности и масштабам не уступают лидерам в области финтеха и телекома: компания разрабатывает микросервисные платформы, внедряет алгоритмы машинного обучения на основе аналитики данных и цифровизирует весь бизнес.

Группа имеет более 1000 магазинов, продает четверть всей электроники в России и входит в топ-10 мировых ретейлеров этого сегмента (по данным Годового отчета группы «М.Видео-Эльдорадо», 2018 г.). При этом компания ближе к диджитал, чем к традиционной рознице: в бизнесе конкурирует с маркетплейсами и цифровыми экосистемами, а за сотрудников — со всеми технологическими гигантами.

За два года IT-дирекция выросла в два раза до 500 сотрудников и решила масштабные задачи. В первую очередь, объединила ИТ-системы после слияния двух компаний. В 2020-м предстоят новые крупные проекты, и команда увеличится еще на 15–20%.

«М.Видео-Эльдорадо» использует 1800 физических и 3100 виртуальных серверов, 1,6 петабайт активных данных. С внутренними приложениями работают 30 тыс. человек, с внешними — более 20 млн. Компания формирует уникальный опыт интеграции онлайна и офлайна. Открыть интернет-магазин — это одно, и совсем другое — наладить процессы взаимодействия между ним и розницей, складами и логистикой, создать простой и удобный путь для покупателя. Эта экспертиза очень ценится на современном рынке, где многие диджитал-гиганты начали создавать свои офлайн-сервисы, например службы такси.

Разработка новой платформы, цифровая трансформация и Data Science: чем бы занялись вы?

Основные задачи ИТ — масштабироваться вместе с бизнесом и развивать быстрый удобный фронтенд. Для этого «М.Видео-Эльдорадо» одномоментно пилотирует 20–30 решений и ежегодно внедряет более 50.

Впереди — переход на новую технологическую платформу, с которой будут связаны сайты и мобильные приложения обоих брендов. Это сделает разработку быстрее и проще, сократит время внедрения новых решений, позволит компании стать более гибкой при внедрении новых решений и их поддержке.

Другой блок задач связан с Data Science. «М.Видео-Эльдорадо» анализирует колоссальный объем данных. Благодаря собранной информации, компания встраивает модели машинного обучения в бизнес-процессы, в маркетинг, HR, финансовые и логистические подразделения для повышения операционной эффективности, более глубокой персонализации предложений.

Еще один крупный проект — диджитализация 360°. Фокус переходит от взаимодействия с покупателем к внутренним процессам. Компания планирует широко применять роботизированные технологии и алгоритмы машинного обучения для принятия более быстрых и точных решений.

«М.Видео-Эльдорадо»: Data Science, High Load и продуктовая разработка«Мы стали № 1 среди розничных сетей (по данным Годового отчета группы «М.Видео-Эльдорадо», 2018 г. — ред.) и одними из первых пришли в онлайн. Но, если ты впереди всех, надо смотреть шире своего рынка и своих технологий: из розничной компании с ИТ мы должны стать ИТ-компанией с розницей».
Ирина, операционный директор

Из первых рук: сотрудники IT-дирекции — о своих проектах

1. Data Science

«М.Видео-Эльдорадо»: Data Science, High Load и продуктовая разработка«Цель нашей команды — сделать «М.Видео-Эльдорадо» компанией, где решения принимаются на основе анализа данных. Для этого мы работаем в пяти направлениях: рекомендательные системы и клиентская аналитика, планирование ассортимента, ценообразования и промо, HR и видео, речевая аналитика».
Кирилл, директор Data-офиса

Задачи, над которыми работает ИТ-команда сегодня:

  • создает customer-витрины 360° и персонализирует опыт покупателей на уровне товаров и категорий для интернет-магазина, розничных коммуникаций и кол-центра;
  • разрабатывает рекомендательные сервисы для обучения сотрудников, предсказывает увольнения, чтобы вовремя разобраться в причинах и попытаться сохранить человека в компании, делает скоринг резюме и прогнозирует прохождение испытательного срока;
  • детектирует очереди, определяет пол и возраст покупателей, строит тепловые карты и путь клиентов.

В 2020 году направление сосредоточится на системах ассортиментного планирования, ценообразования и промо.

«М.Видео-Эльдорадо»: Data Science, High Load и продуктовая разработка«Мы используем open-source-решения: машинное обучение на Python ML-стеке, аналитическое хранилище на базе Greenplum, высоконагруженные сервисы на Java, пользовательские интерфейсы с PWA-приложениями на Angular, нативные приложения для Android/iOS на Kotlin и Swift. Каждый может проявить инициативу и разработать решение, влияющее на бизнес и весь рынок в целом».
Полина, руководитель Data Science направлений HR, Финансы, Видеоаналитика
«М.Видео-Эльдорадо»: Data Science, High Load и продуктовая разработка

2. Перевод интернет-магазина «Эльдорадо» на микросервисы

«М.Видео-Эльдорадо»: Data Science, High Load и продуктовая разработка«Наша компания переводит сайт с «Битрикса» на микросервисную архитектуру и SPA-технологию. Это сделает его значительно шустрее и удобнее для клиентов, а еще мы сможем быстрее выпускать новый функционал. Часть функционала, включая каталог товаров, уже переведена на новую архитектуру. Одно из наших достижений — мы смогли одномоментно, без остановки продаж на сайте и с минимальным влиянием на пользователей переключить интеграцию со старой на новую ERP-систему, при этом значительно изменив процесс резервирования товаров и обработки заказов».
Павел, руководитель отдела ИТ-услуг интернет-магазина

Команда всегда находится в highload-режиме: на сайт «Эльдорадо» ежемесячно заходят 17 млн посетителей. На рынке нет готовых решений для данной архитектуры с подобным масштабом, поэтому весь опыт приходится получать «в бою».

Основной стек — Kubernetes, Go, Java, Node.js, React. И команде есть чем поделиться с коллегами, работающим в той же области: например, сотрудники выступали на первой конференции @Kubernetes, организованной Mail.ru Cloud Solutions в 2019 году, а также на фестивалях «РИФ+КИБ».

3. Мобильная разработка: приложения для покупателей «М.Видео» и «Эльдорадо»

Приложение «Эльдорадо» еще в разработке, а «М.Видео» уже установили более миллиона человек. Оно позволяет узнать все, что нужно, о любом товаре. Например, в магазинах «М.Видео» можно отсканировать ценник и получить характеристики и отзывы из онлайна, по штрих-коду — сравнить стоимость товара в «М.Видео» с ценами в других магазинах.

«М.Видео-Эльдорадо»: Data Science, High Load и продуктовая разработка«Мы работаем над AR, чтобы пользователь мог посмотреть, как покупка впишется в его квартиру. А новые векторы развития ищем вместе с такими вендорами, как Apple и Samsung».
Евгений, руководитель группы по развитию мобильного приложения
«М.Видео-Эльдорадо»: Data Science, High Load и продуктовая разработка

Команда использует современный стек: Swift, RxSwift, RxCocoa, Kotlin, RxJava, Java, Spring, PostgreSQL, Hazelcast, Docker, Jenkins и др. Это позволяет создавать качественные, технологичные мобильные продукты:

«М.Видео-Эльдорадо»: Data Science, High Load и продуктовая разработка«Выпуская новый функционал, мы сразу видим, как люди его принимают, как радуются, получая желанные фичи. Мы получаем фидбэк о своей работе и можем делиться ее плодами с родными и друзьями».
Михаил, product owner мобильного приложения «М.Видео»

4. Мобильная разработка: m_RTD — приложение для продавцов

Мобильное приложение для продавцов m_RTD стало сердцем бизнеса, оно объединяет все преимущества онлайн- и офлайн-каналов. Фактически клиент получает сразу весь технологичный функционал интернет-магазина с его персонализацией и опыт живого общения со специалистом вместе с возможностью пощупать, протестировать товар перед покупкой. m_RTD унифицирует опыт клиента во всех точках контакта: на сайте, в приложении или в магазине и позволяет лучше понять его потребности.

«М.Видео-Эльдорадо»: Data Science, High Load и продуктовая разработка«В 2020 году мы переписали бэкенд с использованием микросервисной архитектуры. Это позволило снизить риски при выкладке в продуктив, гибко управлять масштабированием, выдерживать нагрузку при пиковой посещаемости магазинов и бесшовно обновлять сервисы в продуктивной среде».
Виталий, руководитель департамента развития информационных систем бренда «М.Видео»

В стек входят Java, Kotlin, Spring, Hibernate, JUnit, Maven, PostgreSQL, Redis, RabbitMQ, Hazelcast, Docker, Jenkins, Cucumber, Gherkin, Appium, Prometheus, Grafana. Де-факто это стандарт разработки бизнес-приложений в крупных компаниях. Опыт работы с ним открывает двери не только в российский ретейл, но и в большой бизнес по всему миру.

5. Развитие и поддержка сайта «М.Видео»

Команда сайта «М.Видео» решает целый спектр задач — от поддержки высоконагруженной системы до разработки новой платформы сайта. Более 100 специалистов — от продуктологов до разработчиков, тестировщиков, DevOps и дизайнеров — обеспечивают полный цикл разработки.

«М.Видео-Эльдорадо»: Data Science, High Load и продуктовая разработка«Интернет-продажами сегодня никого не удивить, и это в том числе наша заслуга. Мы одними из первых реализовали привычные сейчас сервисы оплаты, доставки, онлайн-кредитования и электронной коммерции. «М.Видео» не раз признавали лучшим в России. Сейчас наша рутина — хайлоад: десятки тысяч одновременных пользователей, миллионы запросов. Мы работаем над индивидуальным подходом к поиску и предложению товаров, анализируя тренды рынка и профиль покупателя.
Команда использует современную гибкую архитектуру и современный стек: Java 8, Vue.js / Angular, Tomcat, GraphQL, Jackson и т.д. Мы видим, как наша работа влияет на доход компании в реальном времени — реакция рынка электронной коммерции практически моментальна. И у нас неплохой баланс новой разработки и легаси — 50 на 50, а с началом создания новой платформы доля нового вырастет до 70%».
Сергей, руководитель управления информационных систем электронной коммерции
«М.Видео-Эльдорадо»: Data Science, High Load и продуктовая разработка

Продуктовый подход (и почему это здорово)

Над каждым ИТ-решением в «М.Видео-Эльдорадо» работает постоянная команда: менеджер по продукту плюс ИТ-специалисты. Команда уделяет продукту 100% времени в течение года. Например, если команда сделала сайт — ей же предстоит развивать его, учитывая современные тренды и технологии, а также возможности конкурентов. Это позволяет погрузиться в продукт и сделать его действительно хорошо, не останавливаясь на полпути.

Продуктовый подход часто требует создавать инновации, делать то, чего еще никто не делал. Иногда это приводит к прорывам, иногда — к просчетам. Руководство на всех уровнях понимает это и лояльно относится к ошибкам — главное, учиться на них и, конечно, прогнозировать сбои, митигировать риски, работать итеративно и оставлять возможность отката к успешной конфигурации.

Развитие и карьера

Наращивать экспертизу мы предлагаем не только «в бою», но и на внешних курсах и конференциях. Их подбирают индивидуально. Молодой разработчик может начать с Kubernetes на «Слёрме», а опытный менеджер по продукту — набраться опыта на ретейл-конференции NRF в Нью-Йорке. Есть и внутренние программы развития — для HiPo, ключевых сотрудников и т.д.

Большая IT-дирекция с различными отделами открывает возможности для роста. Двигаться вверх помогают программы развития — внутри компании растут 80% сотрудников. Компания лояльна и к горизонтальным переходам: разнообразие направлений дает возможность развиваться в соответствии со своими интересами.

Гибкий соцпакет и удобные рабочие процессы

Фишка компании — кафетерий льгот. Сотрудник может выбрать то, что ему важнее: ДМС, мобильная связь, тренировки в фитнес-клубе, дополнительный отпуск или обучающие курсы. Кроме того, действуют скидки на технику в «М.Видео» и «Эльдорадо».

Большинство внутренних вопросов решаются через мобильное приложение «ЭM.Life», где можно посмотреть выплаты, оформить отпуск, почитать новости и многое другое.

«М.Видео-Эльдорадо»: Data Science, High Load и продуктовая разработка

Присоединяйтесь!

«М.Видео-Эльдорадо» приглашает разработчиков и тестировщиков, DevOps, системных администраторов, системных аналитиков, Data Scientists и Data Analysts, архитекторов и скрам-мастеров.

Присоединяйтесь, чтобы:

  • создавать новые решения и практики;
  • трансформировать большой бизнес, связанный с ИТ и продажами;
  • видеть, как ваша работа влияет на опыт тысяч продавцов и миллионов покупателей.

Сильных кандидатов из других городов мы приглашаем в столицу. Благодаря этим и многим другим преимуществам группа «М.Видео-Эльдорадо» ежегодно становится лучшим работодателем России по версии hh.ru и компании Kincentric.

«М.Видео-Эльдорадо»: Data Science, High Load и продуктовая разработка